Строительство низконапорной плотины

Автор иприт, 09 января 2016, 15:38:15

« назад - далее »

иприт

Главгосэкспертиза не одобрила проект нижегородского гидроузла
Это скажется на сроках и стоимости его строительства.                                     Главгосэкспертиза выдала отрицательное заключение по второму этапу проекта низконапорного гидроузла в Нижегородской области. Теперь специалисты займутся устранением недочётов, а всё это приведёт к тому, что строительство затянется. Собственно, вырастет и цена проекта.

— Проектирование получило отрицательное заключение Главгосэкспертизы, соответственно, мы переходим к вопросу устранения этих замечаний, которые были. Ожидается пауза. Поэтому сейчас мы говорим о том, что этот проект, конечно же, уже до 2024 года не успеем реализовать. Поручение президента должно быть исполнено. Будем в рабочем порядке решать возникающие вопросы, — цитирует слова руководителя Росморречфлота Александра Пошивая ТАСС.                                                                                    Глава Росморречфлота также заявил, что стоимость проектных работ увеличится. По задумке, нижегородский низконапорный гидроузел должен помочь решить проблемы с обмелением Волги и обеспечить судоходство между Нижним Новгородом и Городцом. В результате строительства гидроузла провозная способность речного флота в регионе должна увеличиться более чем в 2 раза, а также будет восстановлено судоходство между Балтийским, Белым, Каспийским, Азовским и Черным морями.

Между тем Глеб Никитин обратился в федеральное правительство с предложением отказаться от строительства этого низконапорного гидроузла. Губернатор заявил, что можно решить проблему судоходства от Городца до Нижнего Новгорода строительством третьей нитки Городецких шлюзов с пониженным заложением порога и дноуглубительными работами — это в разы дешевле и этот вариант не оказывает негативного влияния на экологическую ситуацию в регионе.                                                                                 — Позиция правительства Нижегородской области остается неизменной. Мы исходим из того, что создание нормальных судоходных условий на реке Волге необходимо, но не должно оказывать негативного влияния на санитарно-эпидемиологическую и экологическую ситуацию. Считаем, что в этом вопросе крайне важна тщательная оценка последствий всех возможных решений, — высказался глава региона.                                                   https://www.nn.ru/news/more/glavgosekspertiza_ne_odobrila_proekt_nizhegorodskogo_gidrouzla/69353098/

Fenix

Цитата: иприт от 08 июля 2020, 05:13:24Глеб Никитин обратился в федеральное правительство с предложением отказаться от строительства этого низконапорного гидроузла.
Так его и послушали. Там уже всё заготовлено:


MAXX

Когда кто то жестко настаивает на строительстве за 50 и более млрд, при выгодном со всех сторон варианте за 8, у любого нормального человека сложится определенное мнение.
Почему оно не складывается у компетентных органов, сложно понять.

MAXX

В середине недели нижегородцы не на шутку взволновались: "Российская газета" сообщила, ссылаясь на заместителя министра транспорта РФ Александра Пошивая, что Нижегородский гидроузел все-таки будет построен – несмотря на все социальные и экологические проблемы, которые вызовет данный объект. Но буквально на следующий день нецензурная брань с местной галерки сменилась общим ликованием. Оказалось, что  коллеги из "РГ" не совсем правильно поняли чиновника. То есть совсем неправильно поняли. Господин Пошивай имел в виду  не новый, а уже имеющийся в Городце гидроузел. Вот на этом объекте минтранс намерен пристроить к одному из шлюзов дополнительную камеру, чтобы решить проблему судоходства. Хотя низконапорная плотина, по словам чиновника, была бы более надежным решением. Описанный казус возник не столько из-за непонятливости журналистов, сколько из-за витиеватости формулировок. А витиеватость эта, в свою очередь, вызвана тем, что представителям федерального министерства приходится нехотя, сквозь зубы, признавать свое поражение. Очень уж они хотели построить новый гидроузел за 43 миллиарда.
Проблема судоходства на нижегородском участке Волги состоит из двух частей. Во-первых, это мелководья и перекаты в нескольких местах, из-за которых кораблям приходится, так сказать, лавировать, а "большегрузы", то есть суда с большой осадкой, и вовсе "черпают дно".  Во-вторых, это слишком высокий (по сравнению с нижним бьефом) порог Городецких шлюзов. Данная проблема "вылезла", когда Волга стала мелеть. Сейчас суда с большой осадкой могут перескочить этот порог только тогда, когда идет сброс воды с Горьковского моря, и уровень нижнего бьефа, соответственно, поднимается. Это, конечно, сильно ограничивает возможности судоходства.
Чтобы решить эту проблему, изначально предлагалось несколько вариантов. Вот наиболее известные:
1.Достройка Чебоксарской ГЭС до 68-й отметки и, соответственно, поднятие уровня на участке между Городцом и Чебоксарами;
2.Строительство в районе Сормова низконапорной плотины: образуется, соответственно, водохранилище с более высоким уровнем;
3.Строительство еще одной нитки Городецких шлюзов, по которой могут свободно проходит суда с большой осадкой, плюс работы по дноуглублению;
4.Создание дополнительной (вероятно, более глубокой) камеры для одного из уже имеющихся шлюзов – плюс те же дноуглубительные работы;
5.Строительство нового глубокого канала для прохождения "большегрузов" параллельно с Волгой.
Лет десять назад всерьез обсуждался вариант номер один – его лоббировали энергетики. Но против этой затеи с Чебоксарами восстали все обитатели прибрежных территорий нижегородской Волги. Их поддержал губернатор Шанцев, потому что никаких "плюшек" региону не светило – светили одни только минусы. В конце концов "федералы" отложили этот проект на неопределенный срок – в том числе и из-за того, что наметившийся было энергодефицит сошел на нет.
Однако проблема с судоходством осталась, и минтранс РФ начал лоббировать вариант номер два. Официально это объяснялось тем, что образование нового водохранилища позволит выполнить задачу прохождения судов на сто процентов и избавит от необходимости постоянно углублять дно: раз, как говорится, и все. Однако здесь, конечно же, "вылезали уши" бизнес-структур, связанных с минтрансом, которым предстояло освоить 43 миллиарда. Сумма, спору нет, вкусная даже по столичным меркам – и при этом не то чтобы очень шокирующая федеральных финансистов. Не сто же "лярдов", в конце концов. Именно поэтому чиновники минтранса "ухватились" за вариант с низконапорной плотиной и боролись за него до последнего.
Здесь уже затрагивались интересы населения прибрежных территорий не всей нижегородской Волги, а лишь ее части – от Нижнего Новгорода до Городца. Казалось бы, градус протеста тоже должен быть ниже.
Тем не менее, последовали многочисленные пикеты, обращения к Путину, пикеты, митинги – в общем, население сопротивлялось как только могло, и даже чуть больше. Люди быстр поняли, что реализации проекта (как и в случае с Чебоксарами) принесет им одним только проблемы – экологические, экономические и социальные. Даже обещанный когда-то мост, по которому планировалось пустить "северный обход", из проекта исключили.
Губернатор Никитин прекрасно все это понимал. Он не спорил открыто с Минтрансом. Тем не менее, правительство Нижегородской области потребовало выполнить кучу трудно выполнимых мероприятий, которые обеспечили бы минимизацию ущерба. В результате проект низконапорной плотины был завернут Главгосэкспертизой. Требуется новый проект, в которым должны быть учтены все пожелания заинтересованных сторон, а это уже больше раза в два, чем 43 миллиарда.
То есть это уже такая сумма, которая будет чувствительна для федерального бюджета и необходимость которой транспортным чиновникам будет очень трудно доказывать. В общем, планы по строительству гидроузла пришлось быстро убрать из различных программ по развитию флота и судоходства.
Минтрансу до сих пор очень не хочется расставаться с этими планами – отсюда и витиеватый слог господина Пошивая.
Впрочем, федеральные транспортные чиновники, которым пришлось выбрать вариант с дополнительной шлюзовой камерой, еще выжмут из него все, что можно – недаром ученые института имени Веденеева оценили его в 7 млрд, а теперь уже идет речь о 35 млрд рублей.
Но в данном случае если кто и будет протестовать – так это федеральный же минфин вкупе со счетной палатой. Что же касается нижегородской общественности, то она добилась главного: проект гидроузла, вызвавший бы серьезные проблемы на местах, не рассматривается даже его лоббистами.
Впрочем, расслабляться не приходится: даже после того, как появится дополнительный шлюз, "транспортники" могут заявить, что проблема с судоходством осталась, и надо строить новую плотину.


https://www.zercalo.org/24309-gidrouzelok-razvyazhetsya

иприт

Аудиторы назвали безрезультатными расходы на проект нижегородского гидроузла
Счетная палата РФ проверила итоги реализации первого этапа стратегии развития водного транспорта до 2030 года. По выводам аудиторов, безрезультатно были потрачены средства на проектирование нижегородского гидроузла: из 1,2 млрд руб. в федеральный бюджет было возращено лишь 375 млн руб.

«Проект по нижегородскому гидроузлу не прошел государственную экспертизу, госконтракт на его строительство был расторгнут, а компания-проектировщик признана банкротом», — напомнили в Счетной палате.                                                                            Как сообщал «Ъ-Приволжье», низконапорный гидроузел с сезонным водохранилищем стоимостью более 43 млрд руб. планировалось построить на Волге в рамках госпрограммы «Развитие транспортной системы». Гидротехническое сооружение должно было решить проблему обмеления Волги на судоходном участке от Городца до Нижнего Новгорода. Против гидроузла выступили местные жители и экологи, опасавшиеся подтопления домов, скотомогильников и природного заказника. К ним прислушались в областной администрации, предлагая построить вместо гидроузла третью нитку шлюзов в районе Городца и провести дноуглубительные работы. В результате на уровне Минтранса РФ и Росморречфлота было принято альтернативное решение. Московский подрядчик ООО «Монолитное строительное управление - 1» спроектирует и построит на городецком гидроузле дополнительную камеру шлюза за 21,7 млрд руб.                      Также планировалось построить багаевский гидроузел в Ростовской области. Однако подготовительные работы выполнены не были, проект подорожал на 8 млрд руб. «Все это оказало негативное влияние на уровень инвестиционной привлекательности объектов инфраструктуры, объемы перевозок грузов и грузооборота на внутреннем водном транспорте, развитие туристических круизных перевозок», — отметили аудиторы. По их словам, к концу первого этапа стратегии объем речных грузоперевозок сократился с 118,6 млн тонн в 2017 году до 109 млн тонн в 2020 году, грузооборот снизился с 67,3 млрд до 64,3 млрд тонн.      https://www.kommersant.ru/doc/5181968