День Победы

Автор MAXX, 05 мая 2009, 23:07:41

« назад - далее »

Символ Дня Победы для вас -

Георгиевская ленточка
10 (37%)
Красный флаг с серпом и молотом (Знамя Победы)
5 (18.5%)
Минута молчания
6 (22.2%)
Вечный огонь
14 (51.9%)
Слезы на глазах ветеранов
7 (25.9%)
песня "Этот День победы порохом пропах!"
9 (33.3%)
Парад Победы
13 (48.1%)
Гвоздики у обелисков и памятников
3 (11.1%)

Проголосовало пользователей: 27

sergofan

Нaша семья выжила только благодаря бабушке Шарлоте – папиной мaме. Она была немкой по происхождению, и потому прививала нам желeзную дисциплину. В первую, самую страшную зиму 1941–1942 годов ленинградцам выдавалось по 125 граммов хлеба – этот мaленький кусочек надо было растянуть на весь день. Некоторые сразу съeдали суточную норму и вскоре умирали от голода, потому что есть больше было нечего. Поэтому бабушка весь контроль над нашим питанием взяла в свои руки. Она получала по карточкам хлеб на всю семью, складывала его в шкаф с массивной дверцей, запирала на ключ и строго по часам выдавала пo крошечному кусочку.

У меня до сих пор часто стоит пeрeд глазами картинка: я, маленькая, сижу перед шкафом и умоляю стрелку часов двигаться быстрее –настолько хотелось кушать... Вот так бабушкина педантичность спасла нас.

Понимаете, многие были не готовы к тому, с чем пришлось встретиться. Помню, когда осенью 1941 года к нам зашла соседка и попросила в долг ложечку манки для своего больного ребёнка, бабушка без всяких одолжений отсыпала ей небольшую горсточку. Потому что никто даже не представлял, что ждёт нас впереди. Все были уверены, что блокада – это ненадолго и что Красная армия скоро прорвёт окружение.

Да, многие погибли от обморожения. Потому у нас в квартире постоянно горела буржуйка. А угли из неё мы бросали в самовар, чтобы всегда наготове был кипяток – чай мы пили беспрерывно. Правда, делали его из корицы, потому что настоящего чая достать уже было невозможно. Ещё бабушка нам выдавала то несколько гвоздичек, то щепотку лимонной кислоты, то ложечку соды, которую нужно было растворить в кипятке и так получалось «ситро» – такое вот блокадное лакомство. Другим роскошным блюдом был студень из столярного клея, в который мы добавляли горчицу...

Ещё настоящим праздником становилась возможность помыться. Воды не было, поэтому мы разгребали снег – верхний, грязный, слой отбрасывали подальше, а нижний собирали в вёдра и несли домой. Там он оттаивал, бабушка его кипятила и мыла нас. Делала она это довольно регулярно, поскольку во время голода особенно опасно себя запустить. Это первый шаг к отчаянию и гибели.

Во вторую зиму с продуктами действительно стало легче, потому что наконец наладили их доставку в город с «Большой земли». Но лично мне было тяжелее, потому что любимой бабушки уже не было рядом. Её, как потомственную немку, выслали из Ленинграда куда-то в Сибирь или в Казахстан. В эшелоне она умерла... Ей было всего лишь 68 лет. Я говорю «всего лишь», поскольку сейчас я значительно старше её.

Меня тоже могли выслать из города, но родители к тому времени смогли записать меня как русскую и потому я осталась.

...На сборный пункт бабушку ходила провожать моя мама. Там перед посадкой в эшелон на платформе стояли огромные котлы, в которых варили макароны. Бабушка отломала кусок от своей пайки и передала нам. В тот же день мы сварили из них суп. Это последнее, что я помню о бабушке.

Вскоре после этого я заболела. И мама, боясь оставить меня в квартире одну, несколько дней не выходила на работу на свой гильзовый завод, за что была уволена и осталась без продуктовых карточек.

– Мы бы действительно умерли с голоду, но случилось чудо. Когда-то очень давно мама выкормила чужого мальчика – у его мамы не было молока. Во время блокады этот человек работал в горздраве, как-то нашёл маму и помог ей устроиться бухгалтером в ясли. Заодно туда определили и меня, хотя мне тогда уже было почти восемь лет. Когда приходила проверка, меня прятали в лазарет и закутывали в одеяло.

Я, конечно, говорю внукам, но им трудно это понять, как и любому человеку, не убедившемуся лично, какая это трагедия –война. Прошло столько лет, но эхо блокады продолжает звучать во мне. Например, я не могу видеть, если в тарелке что-то осталось недоеденное. Говорю внуку: «Положи себе столько, сколько сможешь съесть, лучше потом ещё добавочку возьмёшь». Он сердится – дескать, вечно бабушка лезет со своими причудами. Просто он, как нормальный человек мирного времени, не может представить, что эта крошечка хлеба может вдруг стать спасением от смерти.

© Алиса Фрейндлих

MAXX

Интересно, а многие ли помнят (знают) имена и подвиги пионеров-героев?

sergofan

Цитата: MAXX от 02 мая 2019, 20:12:39Интересно, а многие ли помнят (знают) имена и подвиги пионеров-героев?
Не всех, конечно, но несколько вспомню. Советское воспитание и образование не пропьёшь.

MAXX

Друзья, сегодня день особой гордости! День единения и радости со слезами на глазах. День, когда в каждой семье с большим почтением и нежностью вспоминают своих героев. Сегодня мы говорим нашим дедам и прадедам: "Мы не забыли! Мы несём память о вашем подвиге в своих сердцах и передадим её своим детям, а они передадут своим..." И подвиг будет жить.

С праздником Великой Победы! Мирного неба вам и вашим близким!

sergofan

С Днём Победы! Ура!

sergofan

В Заволжье по состоянию на 1 апреля 2019 года проживают 28 участников Великой Отечественной войны (в прошлом году - 40), 2 блокадника Ленинграда, 4 узника концлагерей, 374 труженика тыла (в прошлом году - 473), в том числе 62 вдовы участников войны.
(по данным сети Интернет)
Самые тёплые слова благодарности и наилучшие пожелания здоровья и долгих лет этим людям и их близким! Спасибо за Победу и мирное небо!

Administrator

С Днем Победы!

sergofan

С неудовольствием отмечаю, что город к 9 Мая и не готовили особо. Даже по пути следования праздничной колонны от ЗАМТ к Вечному огню не то, что фасады домов не освежены и бордюры не побелены, но и зимняя посыпка с дорог не убрана и поросль не вырублена.

MAXX

Не привыкши оне к работе.

MAXX

© Диана Удовиченко

#Герои
В каменных норах
Аджимушкайские каменоломни — Большие и Малые. Это возле поселка Аджимушкай, в черте города Керчь. В каменоломнях издревле добывали известняк-ракушечник.
Там — десятки километров подземных ходов. От десяти до тридцати метров каменного свода над головой. Температура воздуха не поднимается выше 11 градусов даже летом. И это тяжелый, влажный воздух, которым трудно дышать. Стены покрыты испариной. 

Каменные норы. И — огромная братская могила.

Май 1942 года. Операция «Охота на дроф» провалилась, Войска Германии и Румынии перешли в наступление на Керченском полуострове. 16 мая они захватили Керчь. Крымский фронт потерпел поражение.

Войска, оборонявшие Керчь, эвакуировались на Таманский полуостров. Группа бойцов оказалась отрезанной от основных войск, и закрепилась возле Аджимушкайских каменоломен, отчаянно сопротивляясь фашистам. Оборону возглавил полковник П.М. Ягунов.

Сюда подходили отступавшие солдаты: остатки 1-го фронтового запасного полка, 83-й бригады морской пехоты, 76-го стрелкового полка НКВД, 95-го пограничного полка, курсанты военных училищ. К Аджимушкайским каменоломням пришли и мирные жители, бежавшие из города — старики, женщины, дети.

В итоге под Аджимушкаем собралось около 13 тысяч человек.
13 мая люди были вынуждены отступить в проходы каменоломен. В Больших укрылось около 10 тысяч человек, в Малых — около 3.

В аджимушкайских каменоломнях более тысячи выходов. Благодаря им красноармейцам сначала удавалось неожиданно атаковать фашистов, которые не могли понять, откуда берутся и куда исчезают части РККА. Но это продлилось недолго. Немцы обнаружили укрытие, подтянули к каменоломням дополнительные силы Вермахта и загнали людей глубоко под землю.

В каменные норы.

Началась долгая осада. Уже через неделю фашисты предприняли первую газовую атаку в Больших каменоломнях, убив около половины людей. Атака в Малых каменоломнях не удалась — они находились глубже, и газ просто не опустился, не достал до людей.

Фашисты постоянно обстреливали каменоломни. Находили и заваливали выходы. Выкуривали людей дымом. Бурили шурфы, закладывали мощные авиационные бомбы, обваливая взрывом своды. Летом такой взрыв завалил пещеру, где собрались на совещание командиры. Погибли сразу около 70 человек. Остались под камнями. Они и сейчас лежат там.

В каменных норах.

С самого начала не хватало продовольствия, медикаментов, боеприпасов, а главное — воды. За ней бойцы совершали вылазки в Аджимушкай. В поселке было два колодца, они назывались Сладкий и Соленый. Каждый раз воду добывали под непрерывным обстрелом. Гибли десятками, падали возле колодцев.

«Ведро воды стоило ведра крови» — вспоминали выжившие.

Но потом фашисты завалили колодцы трупами погибших советских солдат и остатками разбитой военной техники. Доступ к воде был закрыт.
И несмотря на это, люди продолжали жить и сопротивляться. В каменоломнях работали полевые кухни и даже операционная. Под землей, при слабом освещении, почти при полном отсутствии медикаментов военные медики оказывали помощь раненым.

Были созданы специальные отряды для сбора воды со стен каменоломен. Через обрезки телефонного кабеля солдаты высасывали воду из известняка, сливали ее в бутылки. В одной из пещер умудрились вырыть колодец глубиной 16 метров, и добрались до влаги. Но ее было ничтожно мало.

Суточная норма воды составляла одну столовую ложку.

Они погибали каждый день. Под завалами и обстрелами. От ран и голода. От жажды, переохлаждения, удушья во время газовых атак, нехватки кислорода в пещерах, от болезней и истощения. Но продолжали бороться. И хорошо кормленные, сильные солдаты Вермахта со всем своим оружием, со всей своей техникой не могли их сломить. Они до последнего совершали вылазки и атаковали фашистов.
Они продержались так 170 дней.

В каменных норах.

И только 30 октября 1942 года немцы сумели захватить катакомбы. К тому времени в живых осталось 48 человек. Из 13 тысяч.

Сейчас там мемориал. Разобрано около 9 километров ходов. Там до сих пор работают поисковики. До сих пор находят боеприпасы, оружие, личные вещи. И останки.

Все чаще говорят: «Не было никакой Отечественной. Была только Вторая Мировая».

Для многих стран и народов так и было. Но для советского народа, который бил врага на своей земле, эта война была Отечественной.

Отечественная — это когда за свою землю. За свою семью. Когда — или биться или не выживет никто. Когда защищают отца, мать, жену, ребенка, брата, сестру. Или мстят за их гибель. Отечественная — это когда просто и понятно, за что воюешь.

Все чаще говорят: «Не было никакой Великой, потому что война великой быть не может».

Может. Великая — это когда сопротивляются не только взрослые мужчины, но и женщины, дети, старики. Когда народ побеждает самую мощную и технически оснащенную, самую сильную армию Европы. Когда стоят до конца. Знают, что впереди только смерть, но все равно стоят.

Даже в каменных норах.

Великая Отечественная Война: 22 июня 1941 — 9 мая 1945.

Оборона Аджимушкайских каменоломен: 13 мая 1942 — 30 октября 1942.

Низкий поклон и вечная память.

sergofan

https://pamyat-naroda.ru/heroes/
Если кто ещё не нашёл своего Деда.

sergofan

Звонок на короткий номер 1945, доб. 4 - рассказ о сегодняшнем дне в героической весне 1945го.
Голосом Левитана, я аж вздрогнул.

MAXX

С Днём Победы!
Чтобы никогда не повторился этот кошмар, живые - помните заплаченную цену!

sergofan

С Днём Победы! Мирного неба над головой и мира во всём Мире!! УРА!!!
Спасибо, что живём. Низкий поклон ветеранам, участникам, труженикам тыла, узникам концлагерей, детям войны и помогающим им жить. Многая лета, здоровья и бодрости духа.

Fenix

С Днём Победы!